Данная статья является сугубо выражением моего личного мнения и не претендует на правду в последней инстанции. Ваше право – согласиться со мной или нет. Вроде все формальности соблюдены 🙂
Яндекс – коммерческая организация, и как любой бизнес ставит своей целью рост прибыли. Добиться этого можно двумя путями – ростом оборота или снижением издержек. Но лучше всего совмещать оба подхода.
Рост оборота возможен при росте аудитории сервиса (больше клиентов – больше доходы) или увеличении расценок на рекламу. Отчасти Яндекс идет по последнему пути, например, сокращая размеры скидок для клиентов.
Снижение издержек для Яндекса – это в первую очередь снижение затрат на технику, которой для такого сервиса требуется очень много. Каждый запрос к поиску вызывает нагрузку на сервера компании. Поэтому Яндекс заинтересован в том, чтобы его пользователи как можно быстрее находили ответы на свои запросы. Идеально, если пользователь будет заходить в Яндекс, задавать запрос, щелкать на рекламном объявлении и уходить, довольным.
Гипотетически, если раньше пользователь в среднем задавал 5 запросов, чтобы найти ответ на интересующий вопрос, а после изменений в алгоритме стал в среднем задавать 4 запроса – это вызовет снижение нагрузки на сервера Яндекса на 20%. Снизив число запросов в два раза, можно запросто сократить расходы на аппаратуру в два раза.
По этой же причине Яндексу выгодно, чтобы пользователь находил ответ на свой вопрос на первой странице результатов поиска, и не переходил дальше – на вторую, третью и последующие страницы. Все это снижает нагрузку на сервера и позволяет обходиться меньшим парком серверов для поддержки сервиса.
По многим коммерческим запросам нужды пользователей может удовлетворить Директ, дающий множество вариантов, где можно купить интересующую пользователя вещь. В этом случае результаты естественного поиска можно изрядно разбавить некоммерческой информацией (Википедия, обзоры, тесты), которые также могут заинтересовать пользователя, желающего что-либо купить.
Поведенческие факторы связаны с анализом поведения пользователей в результатах поиска. Разработчикам важно понять, какие изменения в поиске приводят к нужному им эффекту, а какие – не дают результатов или приводят к росту нагрузки на технический парк компании.